Позиция наблюдателя имеет три аспекта, о которых говорит Кришна в «Бхагавад-гите»: 1) Первый аспект позиции наблюдателя моего эго — это то, что я принимаю этот мир. Я принимаю эту жизнь, я принимаю то, что дает мне Кришна, у меня есть благодарность. Эмоция, которая, в конце концов, должна возникнуть, если у меня сформировалось это эго в саттва-гуне, это — эмоция благодарности. Я благодарю всех, я благодарю всё, что есть. То есть это первая эмоция принятия, принятия того, что есть у меня, когда я не отвергаю. Это реально значит то, что я принимаю людей такими, какие они есть, я принимаю мир таким, как он есть. Человек в гуне страсти и гуне невежества фантазирует: либо он приписывает миру какие-то негативные качества в гуне невежества, либо он строит постоянно воздушные замки и пытается отстоять эти воздушные замки (гуна страсти). Человек, чье эго находится в гуне благости, старается увидеть мир таким, какой он есть. Мир не плохой и не хороший, он просто есть и он просто дан мне Кришной, чтобы научить меня чему-то; он не для того, чтобы я наслаждался, и не для того, чтобы я страдал, он для того, чтобы научить меня здесь. Это позиция ученика. Итак, первое — я принимаю. Это значит, в том числе, что я принимаю людей, люди не плохие и не хорошие. С какими-то людьми я могу общаться, я могу видеть их хорошие качества, я буду общаться с ними, я стремлюсь с ними общаться, я стремлюсь вступать в глубокие отношения с этими людьми и как-то помогать им. Другим людям я не могу ничего дать и я могу избегать этих людей. Я сознательно буду избегать каких-то демоничных людей, которые оскорбляют меня, оскорбляют мою веру, которые понижают мою самооценку. Это все — позиция принятия. 2) Вторая вещь, касающаяся этого эго наблюдателя, это то, что я, скажем так, не волнуюсь слишком, я не слишком переживаю по поводу того, что происходит, я не завишу от результата слишком сильно. Человек в гунах страсти и невежества зависит от результатов, негативных или позитивных, от каких-то своих результатов. Но у меня нет ожиданий — это вторая вещь, касающаяся позиции наблюдателя. Собственно, это значит, что я не переживаю о том, что вне моей власти. Кришна в самом начале говорит об этом: "Если на что-то не можешь повлиять, зачем волноваться по поводу этого?". Эта независимость от результатов, от плодов своего труда, — очень важная составляющая нашего правильно сформированного эго, если оно находится под влиянием гуны благости. И, вот собственно, это означает, что то, что я могу изменить к лучшему, я меняю; то, что не могу изменить к лучшему — просто принимаю; и у меня хватает разума отличить одно от другого. Я не расстраиваюсь от того, что не могу что-то поменять и, наоборот, не проявляю пассивную позицию по отношению к тому, что я могу поменять к лучшему. 3) И, наконец, третья вещь — это, собственно, невозмутимость. Это знаменитая формула «все, что ни делается, — все к лучшему». Если мы последовательно формируем свое эго таким образом: Кришна посылает мне все, что мне нужно, Кришна дает мне все, что мне нужно, мне достаточно того, что Кришна мне посылает, Он дал мне все, что мне нужно, я доволен тем, что у меня есть, и даже если что-то нехорошее случается со мною, в этом есть очень ценный подарок от Бога, я просто должен обнаружить этот подарок. Эти три вещи: принятие этого мира, независимость от результатов и моя невозмутимость — «все, что ни делается, все к лучшему», — они, в конце концов, вызывают возвышенные эмоции в уме человека. Это эмоции благодарности, это эмоции сострадания, когда мы пытаемся помочь другим живым существам, и это всё очень хорошие вещи. И, собственно, если человек занимает такую позицию, то он, как минимум, не усугубляет свою карму, наоборот, его карма становится легче, его ситуация внутренняя становится легче, и он может быть по-настоящему счастливым, если он занял эту позицию. И это всё, ещё раз, находится в нашем эго, в эго человека. У меня все, что мне нужно, есть, и я принимаю все то, что есть с благодарностью. Человек на уровне благости принимает, что есть какая-то более высокая сила, он принимает эту силу и он старается жить в соответствии с условиями, в которые его поставила эта сила, и не возмущается тому, что что-то не так, что-то не по-моему. Это очень-очень важная позиция, с которой, собственно, начинается все. Самая лучшая форма эго — это то, что здесь ничего не принадлежит мне, наоборот, я принадлежу Кришне, я Его. И эта форма эго, форма моего я, то, что я — слуга Бога, я принадлежу Ему, я хожу под Ним, она, в конце концов, породит эмоции предания. Этих эмоций пять: 1) желание делать все то, что хочет Кришна, и не делать того, что Кришна не хочет; 2) ощущение того, что Кришна меня защищает полностью, эмоция защищенности, которая идет от того, что я чувствую присутствие Бога в своей жизни; 3) эмоция своей зависимости от Бога. Я зависим, Бог все дает мне; 4) эмоция того, что я сам ни на что не способен, карпанья; 5) и, в конце концов, это эмоция того, что я принадлежу Богу, я Его, я Его слуга. Это пять возвышенных эмоций, которые должны появиться в уме садхаки, в манасе садхака-бхакты в результате шаранагати. Даже просто смиренная позиция ученика на уровне гуны благости тоже очень благотворна. Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами Вебинар "Закон кармы" 11.02.2018 #школаджапамедитации #джапа #харекришна #исккон #бхактивигьянагосвами #карма #кришна #махамантра